Меньше чем за сто лет из села он стал городом, родиной всемирно известных промыслов и убежищем для старообрядцев. Знакомьтесь: это город Семенов.
Маленький Париж
Семенов, о котором мы сегодня поговорим, находится в Нижегородском Заволжье и известен на весь мир своей хохломской росписью. Если нет собственного авто, добираться до него нужно транзитом: сначала – до Нижнего Новгорода, а уж затем – пару часов на электричке. Ну, или на автобусе, если вы не очень любите отечественные железные дороги.Хотя, согласно местным легендам, Семенову уже четыреста с небольшим лет, в официальных архивных документах первые упоминания о Семенове встречаются только в 1692 году. Статус города Семенов получил при Екатерине Великой, в 1779 году. Согласно плану, утвержденному ею самолично, город должен был представлять из себя квадрат, состоящий из 16 маленьких квадратов. Весь город пересекался двумя линиями улиц, расположенных по диагонали. А в месте пересечения этих улиц должна была располагаться центральная площадь города. За такую интересную планировку Семенов был прозван «маленьким Парижем».
Впоследствии, между прочим, стал одной из столиц старообрядчества, центром ложкарного промысла, родиной Золотой Хохломы. В 2004 году решением Ассоциации народных художественных промыслов России ему было присвоено звание столицы художественных промыслов.
К слову, о названии
Что за город этот, куда я вас так активно зазываю? Что за удивительное название, и в честь какого Семена город назван? По одной из версий, назван он в честь Семена-ложкаря (даже памятник ему в городе есть!). Согласно другим легендам, жил-был Семен, стрелец-бунтарь, который смог избежать этапа в Сибирь и поселился здесь. Местный фольклор также гласит, что Семен был монах-отшельник с Соловецких островов и обосновался здесь, подальше от царского взора, чтобы сохранить в чистоте православную веру после церковных реформ патриарха Никона в XVII веке, которые привели, как известно, к расколу. Последняя версия получила большое распространение с легкой руки известного дореволюционного географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского. Вот что он писал по этому поводу: «Семенов, как деревня, основан раскольником, искавшим уединения в непроходимых лесах от преследования правителей в XVII столетии». Версий много, и никто не знает – какая же из них правдивая.
Впрочем, версия о Семене-монахе бытует и в связи с особенностями заселения и освоения этого края. За восемьдесят лет Семенов из небольшого села вырос до уездного города во многом благодаря раскольникам-старообрядцам, которые бежали в глухие заволжские леса подальше от властей. «Не та вера праведна, что гонит, а та, которую гонят», – таков был их лозунг. Вполне естественно, что гонимые хотели остаться в неизвестности, недосягаемости для гонителей, и им это удавалось.
Старообрядцы, как известно, активно занимались предпринимательской деятельностью, и поэтому уже к началу XIX столетия в Семенове насчитывалось порядка пятидесяти купеческих фамилий. И это при том, что само население города не дотягивало и до полутора тысяч жителей. Как и водится, в повседневной жизни купцы семеновские были прижимисты и расчетливы. Некоторые одевались как простые крестьяне, чтобы не расходовать лишнюю копейку на одежду. Вели почти аскетический образ жизни. Строго, иногда жестоко, обращались с женами, детьми, родственниками и работниками. Иногда пускались в запои и тогда гуляли с песнями и плясками до упаду. В то же время многие из них занимались благотворительностью и преображением архитектурного облика города в лучшую сторону. Такой вот парадокс.
Памятник Семену-ложкарю. Фото: guidetourist.ru
В лесах и на горах
Как одна из столиц старообрядчества Семенов приобретает известность в XIX столетии. В округе было несколько крупных старообрядческих скитов. Нередко в них совершали рейды царские чиновники. И тогда у старообрядцев изымали рукописи, иконы, богослужебную утварь. Особо памятен семеновцам был чиновник особых поручений при нижегородском губернаторе Павел Мельников. При его участии из Шарпанского скита был изъят образ Казанской Божией Матери, почитаемый не только у раскольников, но и у православных. И хотя впоследствии губернатор приказал икону вернуть, Мельников ослушался, что и послужило затем причиной его отставки…
После тех событий скит был покинут. Его насельники основали поблизости Новый Шарпан, который действует и поныне. Многие сюда приезжают для поклонения, многие – для соприкосновения с этим удивительным миром, ведущим свое начало от вековых царских времен.
Пройдет время, и под псевдонимом Андрей Печерский Мельников напишет свои знаменитые романы «В лесах» и «На горах», в которых одним из первых среди российских писателей покажет реальную повседневную жизнь простого народа. Большую часть типажей и выпишет с натуры, с тех старообрядцев, с которыми он столкнулся в семеновских скитах… Пройдут десятилетия, а семеновцы останутся навсегда увековеченными в литературных строках. К слову, сами старообрядцы хоть и будут критиковать писателя за однобокость их описания, но к 200-летию со дня рождения Мельникова, которое было в прошлом году, признают его заслуги в деле изучения истории раскола и описания старообрядческого быта.
Памятью о том, что Семенов – значимый центр на старообрядческой карте, является и красивейшая старообрядческая церковь Святителя Христова Николы в самом городе. Богато декорированная снаружи и изнутри, в красно-белых цветах, она была построена из дерева двести пятьдесят лет назад. Незадолго до революции ее перестроили в камне, и в таком виде она сохранилась и до наших дней.
Народные умельцы
Семенов, как я уже говорил, славится своими народными промыслами. Шесть лет назад в городе был открыт Дом Семена-ложкаря. Того самого, с именем которого связана одна из версий происхождения названия города. В музее проводятся мастер-классы по изготовлению ложек из березы и клена, фестивали фольклора и концерты.
Но жемчужина художественных промыслов округи – это, конечно же, хохлома. И хотя историческим центром возникновения ее считается соседний Ковернинский район, именно здесь в 1931 году была основана фабрика хохломской росписи. Многие из вас, наверное, помнят расписанные хохломой столики и стульчики из детства, ложки и другие предметы посуды.
С историей возникновения этой росписи связана удивительная легенда, отсылающая нас – как и большинство семеновских преданий – к временам церковного раскола. Согласно ей, в этих краях после реформы церковных обрядов поселился иконописец-раскольник по прозванию Андрей Лоскут. Стал он здесь писать старым манером иконы да из дерева поделки расписывать. А когда найден был царскими стражниками, то сжег себя в избе, но успел перед смертью завещать сохранить его мастерство. Так и пылают огнем по сей день хохломские изделия.
Сегодня в Семенове работают фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Десять лет назад в городе открыли музейный центр «Золотая Хохлома». В нем в обилии представлены шикарные экспонаты, расписанные хохломскими узорами, – от ложек до лодки в виде братины, весла при которой выполнены в форме гигантских ложек. Сейчас хохломой расписывают не только посуду, поэтому тут можно купить и флеш-накопители, покрытые соответствующим узором. А несколько лет назад при участии местного уроженца, чемпиона мира по боксу Андрея Гоголева появились сувенирные боксерские перчатки, раскрашенные хохломой. Говорят, что тренеры такой оригинальный подарок очень уважают.
Впрочем, не только хохломой пронизана атмосфера старинного уездного города. Как и двести с небольшим лет назад, он неспешен, спокоен и уютен. Давно уже забыты распри православных со старообрядцами. Скиты живут в тиши Заволжья наряду с колокольным звоном. По старым дорогам не цокают лошадиные копыта, а ступают крепкие ноги туристов. Они, кстати, здесь отовсюду: из Нижнего Новгорода, из других регионов страны и даже из зарубежья.
Побывайте и вы здесь. Окунитесь в эту теплую и ни с чем не сравнимую атмосферу российской провинции, посконности, кондовости. Ощутите дух старины, витающий здесь со времен церковного раскола. Посетите хохломские мастер-классы и почувствуйте себя счастливым ребенком, в руках которого простая и неказистая молочно-белая ложка вдруг начинает сверкать и искриться золотом, киноварью, сочностью и яркостью фантастических цветов-узоров.
Словом, до встречи в Семенове!
Автор: Александр Сорокин
Источник: https://vladimir.mk.ru